Государственно-конфессиональные отношения

 

Прaвoвыe aспeкты взaимoдeйствия гoсудaрствa и рeлигиoзныx oргaнизaций oбсудили нa эту тeму дискуссии сeссии «Гoсудaрствeннo-кoнфeссиoнaльныe oтнoшeния» в рaмкax VII сaнкт-пeтeрбургскoгo Мeждунaрoднoгo Юридичeскoгo фoрумa, сooбщaeт прeсс-службa Форума.

В обсуждении приняли участие руководитель юридической службы Московской Патриархии игуменья Ксения (Оксана Чернега); доктор юридических наук, профессор, руководитель отдела всероссийского государственного университета юстиции (РПА минюста России) Вадим Виноград; первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов; начальник юридического отдела Централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» Евгений Романов; швейцарский адвокат Оливер Чирич; профессор факультета государственного управления Московского государственного университета. М. C. Ломоновова Михаил Шахов. Модератором сессии выступил Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций Сергей Гаврилов.

Открывая обсуждение, модератор, Сергей Гаврилов отметил, что такой разговор впервые проводится в рамках Форума и для участия в сессии приглашаются эксперты, которые редко выступают публично – руководители юридических служб, религиозных конфессий, ученые международного уровня, которые занимаются правовые отношения религии и государства.

«Уникальный российский опыт настолько сложна и разнообразна, что трудно отличить друг от друга фрагменты, которые взаимодействуют друг с другом. В этот день, я помню, в нашей истории произошло два знаменательных события – день рождения Николая II, который является святым духом, и День пионерии. Надо сказать, что в сознании наших сограждан эти факторы довольно решено. Мы считаем, что наша страна является высокая по сравнению с другими странами. Но эта практика, которой руководствовались законодатели, прежде чем 20 лет, радикально изменился. Основные доктрины все больше и больше влияют не только на членов, но и в государстве, в политическом мире, в законодательстве. Это источник юридических слабость или источник благополучия? Наше законодательство это реагирующим на вызовы – я хочу напомнить вам, что мы уже приняли ряд важных решений. Но мы хотим еще работа», — отметил модератор сессии.

Руководитель юридической службы Московской Патриархии игуменья Ксения напомнил участникам дискуссии о положениях, которые регулируются отношения Церкви и государства, — статья 14 Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений». «Очень часто мы слышим вопрос: если религиозные объединения отделены от государства, то за счет предоставления государственной поддержки различных конфессий; Характерно, что основные формы поддержки регулируются статьей 4 закона «О свободе совести»», — говорит игуменья Ксения.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов обратил внимание участников дискуссии на то, что государство вы хотите с вниманием относится к потребностям основных конфессий и модернизации законодательства. В противном случае, сказал эксперт, общество может ждать негативные последствия. «Если, с одной стороны, мы, как государство, мы говорим о необходимости введения в школах основ религии, а с другой стороны мы говорим, что хиджаб никакого отношения к школе не имеет, в результате дихотомии. Даст руку, и еще не разрешить. Иногда говорят, что мусульмане только по периферии, но Москва-это крупнейший европейский мусульманская столица, там живет до трех миллионов мусульман. Мусульмане не могут понять, почему они не могут построить мечеть в большом мегаполисе. Повестка дня стремительно меняется, и государство не справляется, частично, регулировать правовые отношения. Тогда мусульмане становятся жертвой потребления», — прокомментировал Дамир Мухетдинов.

Профессор факультета государственного управления Московского государственного университета. М. c. Ломоновова Михаил Шахов отметил, что, на его взгляд, одна из проблем взаимодействия государства и основных конфессий, является отсутствие четкого толкования понятия «светское государство», содержащихся в Конституции Российской Федерации. «Считается, что это что-то конкретное и определенное, на самом деле все не так ясно.

Положение, согласно которому наша страна-светское государство, т. е. статья 14 Конституции Российской Федерации, появилась в 1993 году впервые в истории нашей страны. В мире очень мало стран, где закон содержится положение о светском государстве, только три в Европе – Турции, Франции и России. В других странах таких правил не существует», — подчеркнул эксперт. По словам Михаила Шахова, задача законодателей-это большая конкретизация правового принципа светскости. С этом устранение термина из Конституции, как не хватает точного юридического содержания, кажется, это ученый, это почти невозможно для политиков и процессуальным причинам. Среди мест, которые требуют уточнения, назвал пунктом 4 статьи 4 и пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений».

«Я не собираюсь удалять написанное. Но тот факт, что термин не имеет значение – это проблема. Каждый несчастный общественная деятельность, религия, направленная на это, являются идеологической молоток для тех, кто не доволен своей религиозной жизни общества», — заключил Михаил Шахов.

Глава всероссийского государственного университета юстиции (РПА минюста России) Вадим Виноградов согласился с коллегой в том, что понятие «светское государство» — это размыто. Тем не менее, он отметил, что неопределенность правила есть и положительные стороны.

«Эта неопределенность позволяет разрешить различные интерпретации, тем более, что положения статьи 14 не подверглись интерпретации Конституционного суда. Неопределенность границ позволяют достижения различных компромиссов, которые необходимы в нашем обществе. Принцип светскости и отделения государства от религиозных организаций должны быть обработаны в согласии с принципом свободы совести. Что мы подразумеваем под отделение? В этом ты не можешь инвестировать в то, что государство и религиозные ассоциации не должны иметь ничего общего. Мы не можем сказать, что государство и Церковь не имеют никакого отношения или интерпретировать этот принцип в качестве враждебных. Следует говорить о взаимной автономии. Здесь ключом может быть положительный нейтралитет государства в отношении религиозных организаций, когда государство признает их важность», — заявил Виноградов.

Начальник юридического отдела Централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» Евгений Романов отметил необходимость совершенствования законодательства в сфере благотворительной деятельности, которые часто занимаются различные религиозные организации. «В состав, так и церкви, так и других, входит огромное количество сообществ. И предоставление средств оказывается более эффективным, через такие структуры. Мы давно предлагаем рассмотреть вопрос о налоговый вычет для жертвователей – физических и юридических лиц», — сказал эксперт.

Подводя итоги сессии, координатор Сергей Гаврилов поблагодарил всех участников за высказанные мнения и отметил, что обсуждение было интересным и плодотворным.

 

Комментарии запрещены.